Внедрение стандарта ИСО 9001:2008: что полезно знать тем, кто находится в самом начале пути

Мысль написать эту статью возникала неоднократно на протяжении ведения консалтинговых проектов по внедрению Стандарта ISO 9001:2008 в разных компаниях:  и в производственных, и в компаниях, предоставляющих услуги. Основная идея этой статьи – помочь компаниям, поставившим своей целью получение сертификата соответствия ISO 9001:2008, избежать некоторых ошибок в понимании самого процесса разработки, внедрения и сертификации Системы менеджмента качества (СМК).

Во-первых, необходимо изначально определиться с правильным пониманием процессов разработки, внедрения и сертификации СМК.

Разработка СМК подразумевает под собой процесс трансформации требований Стандарта под реалии Вашей компании. Документально это выражается в следующих обязательных документах с точки зрения стандарта:

  • Политика в области качества
  • Руководство по качеству (документ, определяющий СМК, содержащий в том числе описание процессов СМК).
  • Шесть обязательных процедур (Управление документацией, управление записями, управление несоответствующей продукцией (услугой), проведение внутренних аудитов, проведение корректирующих действий, проведение предупреждающих действий)
  • Ряд обязательных записей, подтверждающих результативность СМК

Внедрение СМК подразумевает под собой обучение персонала компании определенному в вышеперечисленных документах порядку работы, и дальнейшую работу, связанную с постоянным совершенствованием существующих процессов и СМК в целом.

Сертификация СМК – это официальное подтверждение уполномоченной организацией того, что Ваша СМК соответствует требованиям ISO 9001:2008 и имеет потенциал к повышению результативности.

Таким образом, Вы получаете некоторые существенные преимущества с точки зрения построения управления в компании, нацеленного на качество продукта или услуги, и получаете официальное подтверждение того, что система менеджмента качества Вашей компании соответствует требованиям ISO 9001:2008. А так как постоянное совершенствование СМК невозможно без самостоятельной работы персонала компании,  в процессе консалтинга мы подразумеваем полную вовлеченность персонала в процесс.

Во-вторых, необходимо четко понимать и разграничивать два абсолютно разных процесса: процесс разработки и внедрения СМК, и процесс сертификации. Эти два процесса должны быть независимыми друг от друга. Поэтому, когда Вы ставите своей целью получение СМК и сертификации СМК, определитесь с тем, кто Вас будет сертифицировать, и кто Вас будет консультировать. Консалтинговые фирмы могут Вам порекомендовать орган по сертификации, также как и орган по сертификации может порекомендовать Вам консалтинговую фирму. В любом случае, решение за Вами. Важно, опять же, понимать – что это две разные услуги и консалтинговая фирма не выдает сертификаты и не проводит сертифицирующие аудиты. 

В-третьих, необходимо понять, что разработка, внедрение СМК - процесс длительный, и занимает обычно около года. И есть некоторые компании, которые самостоятельно занимаются внедрением СМК, без консалтинговой фирмы. Но это скорее исключение из правил: требования стандарта написаны очень специфичным языком, необходим хотя бы первичный «перевод» этих требований на понятный язык, применимый к реалиям Вашей компании, и первоначальное обучение ответственного за проект в компании человека вопросам менеджмента качества и разработки СМК. Здесь также может быть очень полезным процесс Предварительной оценки менеджмента качества в компании, который может провести выбранный Вами Орган по сертификации до сертифицирующего аудита. Основная цель  этого процесса – выявить слабые места, зоны роста компании с точки зрения требований Стандарта, и дать возможность исправить часть этих несоответствий до сертифицирующего аудита. Консалтинговые компании тоже могут проводить такие предварительные аудиты, но они носят больше диагностический характер с целью за один-два дня  составить мнение о компании в целом и задать ориентиры для разработки СМК.

В-четвертых, если Вы решили обратиться к помощи внешних консультантов, определитесь, в каком формате предоставляется услуга. Это может быть формат, когда работу по написанию документации СМК консалтинговая компания берет полностью на себя, в большой степени не вовлекая персонал компании-клиента. Другой формат- это информационно-консультационные услуги, когда внешние консультанты обучают персонал компании-клиента разработке и внедрению СМК. В этом случае консультанты дают рекомендации по подготовленной компанией-клиентом документации, проводят индивидуальные консультации, семинары для всего задействованного персонала, помогают координировать и контролировать разработку и внедрение проекта по СМК, тем самым обучая ответственный за дальнейшую судьбу СМК персонал и подготавливая его к самостоятельной работе по совершенствованию СМК в своей компании. Здесь очень важна роль Представителя руководства по качеству (Уполномоченного по качеству, менеджера по качеству, и т.п.). Стандарт требует, чтобы в компании был назначен человек, который будет отвечать за функционирование и результативность СМК. Поэтому очень важно, чтобы такой человек в компании контролировал разработку системы вместе с консультантом. По сути,  именно с этим человеком в большей степени строится работа консультанта, так как в ходе реализации проекта он получает понимание требований стандарта, разрабатывает систему, проясняет непонятные вопросы. Важно, что после сертификации СМК работа не заканчивается: органы по сертификации в соответствии со своими внутренними правилами и процедурами  проводят инспекционные аудиты (обычно - один раз в год), чтобы компания могла подтвердить действие сертификата. Один раз в три года проводится ресертификация - то есть полноценный сертифицирующий аудит, и сертификат продлевается. Поэтому руководству компании важно сделать ставку на заинтересованного, самостоятельного и активного человека в компании, который будет координировать эти процессы.

Консалтинговая компания S.M.A.R.T. ставит перед собой цель сделать процесс разработки и внедрения СМК интересным. Мы призываем не относиться к этой задаче формально, а предлагаем Вам увидеть положительные и полезные стороны реализации требований ISO 9001:2008 в Вашей компании. Желаем успеха в решении этой непростой задачи.

Марина Антипова,
Консалтинговая компания S.M.A.R.T.